Становление и развитие мадагаскарского обычного права

Становление и развитие мадагаскарского обычного права

Становление и развитие мадагаскарского обычного права

Обычай может содержать нормы, но зачастую эти нормы не содержат материальных элементов, подлежащих применению. Задача видится в большей мере в примирении заинтересованных лиц, чем в установлении прав. Обычай в Африке остался устным.

Определенное влияние на обычай оказал христианство и ислам. Обычаи продолжали действовать даже если они противоречили новой вере.

Обычаи сохраняли свое фактическое социологическое значение, но их авторитет был разрушен, как только получила распространение идея нового социального и морального порядка, отличающегося от обычая и высшего по отношению к нему. Колониальный период.

Наибольшее изменение, внесенное в колониальный период в обычное право, имело своим результатом возросшее влияние новой концепции социального строя – строгого и формалистского, отказавшегося от традиционного способа решения споров и по всему этому непонятного для африканцев.

Допускается заключение брака в соответствии с обрядами традиционного права, однако впоследствии такие браки подлежат официальной регистрации. Несмотря на то что полигамия была формально отменена еще в 1868 г.

, мужчина может с разрешения «старшей» жены обзавестись второй и последующими «женами», если от первой нет детей или он достаточно богат, чтобы содержать и других.


В период социалистической ориентации право частной собственности и предпринимательская деятельность были сильно ограничены. Конституция Демократической Республики Мадагаскар 1975 г.
(ст.

25) устанавливала, что государство признает за отдельными трудящимися право заниматься частной деятельностью в рамках, установленных законом, если она не предполагает эксплуатации чужого труда и не противоречит духу и целям Хартии малагасийской социалистической революции. По Конституции 1992 г.

Правовые системы африки и мадагаскара

Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определенных рамках признается значение судебной практики в качестве источников права. Р.

Давид в труде “Основные правовые системы современности” отмечает, что в ФРГ и Франции судебная практика в ряде сфер играет ведущую роль в развитии права и где доктринальные произведения в ряде случаев являются не чем …

Особенности квазигосударств в современном мире: геополитические и правовые аспекты (на примере Приднестровья) Скачать 121632 0 0 … , что И.Н.

Смирнов достаточно упорно отстаивает свою точку зрения по поводу государственности ПМР – он считает его реально существующим государством, а не квазигосударством.

Так, на Международной научно-практической конференции «Международное право и реалии современного мира.

Приднестровская Молдавская Республика как состоявшееся государство» 16 февраля 2006 г. И.Н.

Мадагаскарреспублика мадагаскар

Задолго до прихода колонизато­ров в африканских обществах, наряду с переходными предгосудар- ственными обществами, существовали сложившиеся государства, и социальная жизнь в них регулировалась правом. Конечно, тради­ционные социальные образования еще не были государствами в его современном понимании, и, следовательно, принятые в них обычаи не считались правом в современном понимании.

Важно

В своем развитии обычное африканское право прошло три этапа: — первый этап — формирование африканского обычного права; — второй этап — обычное право в колониальный период; — третий этап — формирование современных правовых сис­тем африканских государств. В африканских обществах с давних времен господствовало раз­дробленное многообразное неписаное обычное право, отражав­шее полуфеодальный уклад жизни традиционного общества.

Мадагаскар

Малагасийская Республика переименована в Демократическую Республику Мадагаскар, провозглашен курс социалистической ориентации. В 1991 г. в результате демократического движения был восстановлен многопартийный режим.

Действует Конституция Республики Мадагаскар, одобренная на референдуме в августе 1992 г. и существенно измененная в 1998 г. Многие ее положения концептуально основаны на французской конституции 1958 г.
По форме правления Мадагаскар — суперпрезидентская республика.

Политический режим — демократия в процессе становления.
В 1996 г. здесь впервые в Африке был осуществлен импичмент главы государства.

Становление и развитие африканского обычного права

Внимание

Первый председатель и генеральный прокурор Верховного суда назначаются Советом министров по предложению министра юстиции после консультации с Высшим советом магистратуры. Военные суды имеют юрисдикцию по всем делам, которые затрагивают национальную безопасность.

Они включены в общегражданскую судебную систему. Наряду с регулярными судами на Мадагаскаре широко действуют традиционные общинные суды, которые рассматривают как гражданские, так и уголовные дела. Эти суды не подчиняются обычным правилам процедуры, установленным законом. Исключительную юрисдикцию представляет Высокий суд правосудия (Haute Cour de Justice), который может судить в порядке импичмента Президента Республики и других высших должностных лиц государства, если обвинение против них выдвинуто обеими палатами Парламента.

Портал «юристъ» — ваш успех в учебе и работе!

Африканская цивилизация основывалась на определенных ценностях – духе общности, уважения к предкам, отсутствии антагонистических классов. Очень часто эти ценности разрушали, не заботясь о замене их новыми.

Так, африканцев толкнули к ослаблению семейных и клановых связей, но оказались неспособными дать вместо них солидарность социального корпуса в целом. Независимые государства. Вместе с независимостью возобладало новое отношение к традиционному праву.

Деколонизация сопровождалась многими декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. На Мадагаскаре в 1957г.

Представительная ассамблея приняла решение о кодификации обычаев. Современные правовые системы стран Африки могут с успехом воспринять некоторые элементы, идущие от традиции обычного права.

Однако они не могут отказаться от того, что составляет сущность этого права.

Согласно этому памятнику обычного права, принятые на народном собрании решения осно­вывались на традициях и обычаях. Эти старинные «речения» сохранялись в устной форме, и только в середине XIX в.

были записаны и опубликованы на малагасийском языке.

Впоследствии малагасийские обычно-правовые нормы систематизировались в правительственных изданиях, получившим название «кодексов». Одним из первых таких кодексов является «Кодекс 48 статей», принятый в 1828 г., и регулировавший некоторые вопросы уголовно­правовых и гражданско-правовых отношений.

За ним последовал «Кодекс 50 статей», регулировавший вопросы административного управления провинциями. В 1863 г. было принято еще два кодекса; один из которых содержал уголовно-правовые и гражданско-право­вые нормы, второй — нормы о разделе имущества между сторонами и дворцовой казной в спорных случаях и другие положения.

Первый председатель и генеральный прокурор Верховного суда назначаются Советом министров по предложению министра юстиции после консультации с Высшим советом магистратуры. Военные суды имеют юрисдикцию по всем делам, кᴏᴛᴏᴩые затрагивают национальную безопасность.

Стоит отметить — они включены в общегражданскую судебную систему. Наряду с регулярными судами на Мадагаскаре широко действуют традиционные общинные суды, кᴏᴛᴏᴩые рассматривают как гражданские, так и уголовные дела. Эти суды не подчиняются обычным правилам процедуры, установленным законом.

Исключительную юрисдикцию представляет Высокий суд правосудия (Haute Cour de Justice), кᴏᴛᴏᴩый может судить в порядке импичмента Президента Республики и других высших должностных лиц государства, если обвинение против них выдвинуто обеими палатами Парламента.
Верховный революционный совет.

Малагасийская Республика переименована в Демократическую Республику Мадагаскар, провозглашен курс социалистической ориентации. В 1991 г. в результате демократического движения был восстановлен многопартийный режим. Государственное устройство Мадагаскар – унитарное децентрализованное государство.

Административно-территориальное деление – 6 фаритани (автономных провинций). Действует Конституция Республики Мадагаскар, одобренная на референдуме в августе 1992 г. и существенно измененная в 1998 г. Многие ее положения концептуально основаны на французской конституции 1958 г.

По форме правления Мадагаскар – суперпрезидентская республика. Стоит сказать — политический режим – демократия в процессе становления. В 1996 г. здесь впервые в Африке был осуществлен импичмент главы государства.

Источник: http://1privilege.ru/stanovlenie-i-razvitie-madagaskarskogo-obychnogo-prava/

Влияние основных правовых семей на традиционное африканское обычное право

Становление и развитие мадагаскарского обычного права

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

3,

Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становилось доминирующим.

Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему.

Каждая колониальная держава навязывала своим владениям собственную правовую модель: французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, романо-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, – в Южной Африке.

Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Кроме Ганы, он нигде не имеет законодательного закрепления. Конституция Ганы 1960 г. (ст. 42.4) устанавливает, что Верховный суд в принципе обязан следовать своим предшествующим решениям по вопросам права и Высокий суд обязан следовать решениям Верховного суда.

Ряд особенностей отличает прецедентное право в африканских странах общего права. В них происходит рост национального прецедентного права. Хотя некоторые ученые-юристы полагают, что прецедентное право данных стран отлично от английского общего права, а иногда противостоит ему, в них продолжается активное заимствование английских прецедентов.

Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла дуалистическая система права. Она включала право, введенное метрополиями, и обычное право.

Первое охватывало преимущественно административное право, торговое, уголовное право. А. Эллот полагает, что обычное право применялось в судах общего права, так как облегчало управление и способствовало поддержанию порядка.

Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторые гражданские обязательства) – оставались в сфере действия обычного права.

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, с другой – были организованы местные суды. Британская колони-1 альная администрация старалась по возможности сохранить эти суды.

Разбирательством дел в них занимались традиционные местные старейшины; юрисдикция этих судов распространялась на африканцев. Решения в таких судах принимались в соответствии с обычным правом, действовавшим на территории, которая подпадала под их юрисдикцию. Контроль за деятельностью местных судов осуществляли административные чиновники, они же ведали назначением и смещением членов судов.

Можно отметить четыре наиболее важных изменения, происшедших в обычном праве в колониальный период:

1)  отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;

2)  восприятие европейских норм судьями, которые вели разбира тельство в местных судах по нормам обычного права;

3)  введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;

4)  прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.

4. Современные правовые системы африканских стран

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции.

С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. Устойчивость уклада жизни сказалась и в данной сфере.

С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.

К настоящему времени практически завершилась работа по унификации обычного права всех танганьикских племен. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в британских колониях (за исключением Сьерра-Леоне) действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, ос-

нованные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран посту пило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Таким образом, обычное уголовное право как бы прекратило здесь свое существование.

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферам не был преодолен.

В 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого законопроекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно.

В Кении для поставленной задачи были учреждены две комиссии. Одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. Комиссии в сентябре 1968 г. представили итоговые отчеты.

В них содержался перечень рекомендаций (и законопроектов), целью которых становилась замена разнообразных и по-разному применявшихся норм брачного и наследственного права – обычно-правовых, законодательных, английских прецедентов, исламских и индусских норм – одним кодексом, применимым ко всем кенийцам независимо от расовой и племенной принадлежности, вероисповедания.

Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.

Хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неизбежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды. В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.

Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений, а с другой – ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.

Что касается возможностей учета элементов обычного права в процессе законодательной деятельности, то ученые справедливо го-

ворят, что использование освободившимися государствами обычного права не может не носить ограниченного характера.

Обычное право, по-видимому, может сохраниться лишь в той части, которая, получив в модифицированном виде законодательное закрепление, станет составной частью единой правовой системы, отражая особенности исторического развития народов Тропической Африки.

Особенно важным здесь представляется сохранение и превращение в закон тех обычаев, которые издавна использовались общинным крестьянством для отстаивания коллективных начал производства в борьбе с феодально-племенной знатью, стремившейся подчинить общину своим интересам.

Как показывает опыт правового строительства независимых государств Африки, национальное законодательство на первых порах сохраняет нить «преемственности» с исторически сложившимися нормами обычного права.

Процесс вытеснения норм обычного права из сферы правового регулирования в африканских странах весьма сложен и длителен по своему характеру. В целом же главная тенденция развития обычного права в молодых государствах характеризуется ограничением регулирующего значения правового обычая и расширением круга общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства.

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права.

Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права.

Его источники еще находятся на этапе становления.

Литература

1.Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.

2.Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

3.Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран: Становление и развитие систем права стран Африки, освободившихся от британского империализма. Киев, 1978.

4.Жидков О.А. Прецедент в правовых системах развивающихся стран // Источники права. М., 1985.

5.  Карбонье Ж. Юридическая социология. М.,1986.

6.  Косвен М.О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. М.; Л., 1925.

7.  Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. М., 1974.

8.  Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиций. М., 1987.

9.  Право в независимых странах Африки: становление и развитие. М, 1969.

10.  Рулан Ы. Юридическая антропология. М., 1999.

11.  Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

12.  Синицина И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978.

13.  Супатаев М.А. Культурология и право. М., 1998.

14.  Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Европы. М., 1984.

15.  Супатаев М.А. Право в современной Африке. М., 1989.

16.  Цвайгерт К., Кёпщ Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1998.

17.  Allot A. African Law // An Introduction to Legal Systems. L., 1968.

18.  Allot A. New Essays in African Law. L., 1970.

19.  Gonides P.-F. Lcs droits africians: Evolution et sources. P., 1968.

20.  Patrick Glenn H. The Capture, Reconstruction and Marginalisation of«Custom» // Amer. J. Comparat. Law. 1997. Vol. 3.

21.  International Encyclopedia of Comparative Law. Tubingen, 1972. Vol. 2.

22.  Sacco R. 11 diritto africana. Turin, 1995.

23.  Szaszy I. Conflict of Law in New Independent African States // Questions Intern. Law. 1970. No 2.

24.  Vanderlinden J. Les systemes juridiqucs africains. P., 1983.

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/04000pravo/001_Sravnitelnoe_pravovedenie_Osn_prav_sist_sovr_Saidov_2003/076.htm

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.